К уроку

КАК  СОСТАВИТЬ  ПЛАН  ТЕКСТА

1.   Прочитать текст целиком, обращая внимание на то, как он построен:
-  о чем говорится вначале;
- какие события описаны дальше;
- чем заканчивается текст.
2.   Разделить текст на смысловые части (одна отличается от другой новым содержанием)
3.   Определить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.
4.   Перечитать их. Выразить своими словами, что является главным в данной части. Подобрать к ней заголовок.
5.   Записать свой заголовок к каждой части.
6.   Проверить себя по книге, определить, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли названия, не пропущено ли что-либо важное.

КАК  КРАТКО  ПЕРЕСКАЗАТЬ  ПРОЧИТАННОЕ

1.   Перечитать текст, выделяя в нем основное содержание и запоминая его последовательность.
2.   Выделить  основные смысловые части текста.
3.   Отметить в каждой части главное.
4.   Составить план (каждое предложение – заголовок должно отражать основное содержание части), записать его.
5.   Перечитать весь текст, держа план перед собой.
6.   Пересказать текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана ответить одним - тремя предложениями.

 Составьте краткий пересказ рассказа Н.Носова "На горке". Прочитай рассказ:
                                                                            На горке
Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет! Подъехал к горке.
– О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку – бух носом!
– Ого! – говорит. – Скользкая!
Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.
«Что делать?» – думает.
Думал, думал – и придумал:
«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.
Котька Чижов
– Вот теперь, – говорит, – скачусь!
Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:
– Как же теперь по песку кататься?
И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.
– Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?
– Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.
– Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься ?
Котька говорит:
– Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.
– Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.
– Ну, я не знаю, – говорит Котька.
– Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!
Котька отвязал коньки и взял лопату.
– Засыпай песок снегом!
Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.
– Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься.
А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.
– Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!


Комментариев нет:

Отправить комментарий