Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью
с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в четыре
года. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и
работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности,
целеустремлённости и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз
при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение
которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических
ошибок.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность.
В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром
нарушения внимания с гиперактивностью разделён на три подтипа: дефицит
внимания, гипрактивность, смешанный.
Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью
необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки
должны присутствовать в течение, по крайней мере, шести месяцев.
A.
Дефицит внимания:
1. Снижено избирательное внимание, неспособен
надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
2. Не может сохранять внимание: ребенок не
может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
3. Впечатление, что не слушает, когда к нему
обращаются непосредственно.
4. Не выполняет прямые инструкции или не может
их закончить.
5. Имеет трудность с организацией своей
деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
6. Избегает или не любит задачи, требующих
длительного умственного напряжения.
7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
8. Легко отвлекается посторонним шумом.
9. Повышенная забывчивость в повседневной
деятельности.
B.
Гиперактивность и импульсиность:
1. При волнении интесивные движения руками или
ногами или поеживаниями на стуле.
2. Должен часто вставать с места.
3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
4. Трудность участвовать в тихих действиях
досуга.
5. Действует, как будто
"заведенный".
6. Выкрики с места и другие шумные выходки во
время занятий и т.д..
7. Говорит ответы прежде, чем были закончены
вопросы.
8. Неспособностью ждать своей очереди в играх,
во время занятий и т.д..
9. Вмешивается в разговор или деятельность
других.
C. Смешанный:
Встречаются признаки нарушения внимания
и гиперактивности.
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у
мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек - 4:1. В
настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома
принимают равной 3—10%.
Более чем у половины детей, страдавших синдромом нарушения внимания с
гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом
возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к
коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.
Практические рекомендации родителям
гиперактивного ребенка:
В
домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
должен преобладать поведенческий аспект.
Изменение поведения взрослого и его отношения
к ребенку:
-
проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
-
помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
-
контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
-
не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
-
стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
-
избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований
к ребенку;
-
реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите
действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
—
повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;
—
не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
—
выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
—
для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Изменение психологического микроклимата в
семье:
—
уделяйте ребенку достаточно внимания;
—
проводите досуг всей семьей;
—
не допускайте ссор в присутствии ребенка.
Организация режима дня и места для занятий:
—
установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;
—
чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
—
снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
—
оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных
передач;
—
по возможности избегайте больших скоплений людей;
—
помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
—
организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с
аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
-
придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний
за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести
дневник самоконтроля;
-
не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию,
то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после
совершения поступка;
-
чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок,
поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны
к поощрениям:
-
составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение
на определенные виды работ;
-
воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно
гневом и агрессией;
-
не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
-
постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
-
не разрешайте откладывать выполнение
задания на другое время;
-
не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту
и способностям;
-
помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый
трудный этап;
-
не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным
вниманием не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
-
объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.
Помните, что для ребенка с синдромом
дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства
убеждения «через тело»:
—
лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
—
запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач;
—
прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний
арест, досрочное укладывание в постель);
—
чернильная точка на запястье ребенка («черная метка*), которая может быть
обменена на 10-минутное сидение на скамейке штрафников;
—
удержание в «железных объятиях» (холдинг):
—
внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными
указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
—
Если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно
просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему
бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность
получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт
объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно
относиться к утренним сборам.
—
Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться
брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится
с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля
в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок
будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам.
—
Если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в
воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А
семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок.
Общественное осуждение в семье окажет свое воспитательное воздействие.
—
Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему
на помощь.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это
патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции:
психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна
при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.
Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для
формирования поведения и развития навыков обучения. Педагог начальной школы в
Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает
сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в
классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день
учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча,
говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила
поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на
протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать
тетради с домашними работами.
Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не
результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз,
который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными
указаниями и словесными убеждениями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий