Советы родителям

   Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в четыре года. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности, целеустремлённости и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.
   ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделён на три подтипа: дефицит внимания, гипрактивность, смешанный.
   Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение, по крайней мере, шести месяцев.
 A. Дефицит внимания:
 1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
 2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
 3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.
 4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
 5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.
 6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.
 7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
 8. Легко отвлекается посторонним шумом.
 9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
 B. Гиперактивность и импульсиность:
 1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями на стуле.
 2. Должен часто вставать с места.
 3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
 4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.
 5. Действует, как будто "заведенный".
 6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..
 7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
 8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..
 9. Вмешивается в разговор или деятельность других.
 C. Смешанный:
Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.
   Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек - 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%.
   Более чем у половины детей, страдавших синдромом нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

 Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка:
 В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.
 Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
 - проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
 - помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
 - контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
 - не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
 - стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
 - избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
 - реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
 — повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;
 — не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
 — выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
 — для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
 Изменение психологического микроклимата в семье:
 — уделяйте ребенку достаточно внимания;
 — проводите досуг всей семьей;
 — не допускайте ссор в присутствии ребенка.
 Организация режима дня и места для занятий:
 — установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;
 — чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
 — снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
 — оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
 — по возможности избегайте больших скоплений людей;
 — помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
 — организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

 4. Специальная поведенческая программа:
 - придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
 - не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
 - чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям:
 - составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
 - воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией; 
 - не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
 - постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
 -  не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
 - не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
 - помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;
 - не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
 - объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
 — лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
 — запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач;
 — прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);
 — чернильная точка на запястье ребенка («черная метка*), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на скамейке штрафников;
 — удержание в «железных объятиях» (холдинг):
 — внеочередное дежурство по кухне и т.д.

   Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
 — Если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам.
 — Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам.
 — Если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок. Общественное осуждение в семье окажет свое воспитательное воздействие.
 — Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь.
   Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.
   Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
   Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями.



Комментариев нет:

Отправить комментарий